Решения НПО «НИС» для создания КСЭОН

НПО «НИС» разработало полностью цифровую автоматизированную систему управления КСЭОН с возможностью интеграции с системами РАСЦО, МСО и АПК «БГ», современными средствами и системами гидрологического, химического и радиационного мониторинга. Система обладает развитыми функциями прогнозирования и моделирования чрезвычайных ситуаций в соответствие с РД 52.04.253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте» или ПБ 09-579-03 «Правила безопасности для наземных складов жидкого аммиака».

Система КСЭОН представляет собой аппаратно-программный комплекс, обеспечивающий реализацию следующих функций: 

  • Автоматический сбор и обработку информации о концентрациях АХОВ (аммиак NH3, хлор Cl и др.) в атмосферном воздухе в местах мониторинга, о уровне воды в реках, озёрах и водохранилищах, о уровне радиационного фора в районах размещения атомных и радиационноопасных объектов;
  • Автоматический сбор и обработку данных от метеостанций, ультразвуковых анемометров;
  • Сбор и обработка данных от систем АСУТП, СМИС от систем ОПО (опасных производственных объектов) в автоматическом режиме в масштабе реального времени;
  • Прогнозирование развития аварийной ситуации по различным методикам;
  • Поддержка принятия решений по ликвидации ЧС и минимизации последствий ЧС;
  • Оповещение персонала и руководящего состава, населения о возникновении ЧС, доведение сигналов информирования о путях эвакуации и действиях при ЧС по заранее подготовленным сценариям в автоматическом или автоматизированном режиме;
  • Автоматизированное или автоматическое информирование вышестоящих органов РСЧС.

  • Преимущества системы
    • Широкие интеграционные возможности по сопряжению с системами АСУТП и системами газоанализа, большой спектр поддерживаемых технологий и устройств;
    • Полная интеграция с системами СМИК/СМИС реализованными в соответствие с ГОСТ 22.1.12 и ГОСТ 22.1.14
    • Возможность визуализации ЧС с целью повышения достоверности мониторинга обстановки за счет использования различных систем контроля и видеонаблюдения;
    • Сокращение сроков оповещения о ЧС за счет автоматизации деятельности персонала ЕДДС, контроль доведения сигналов оповещения и информирования, архивирование действий персонала и результатов оповещения;
    • Повышение оперативности реагирования за счет автоматизации деятельности Единой дежурно-диспетчерской службы и внедрения системы поддержки принятия решения;
    • Моделирование развития ЧС по РД 52.04.253-90 «Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте»
    • Моделирование развития ЧС по ПБ 09-579-03 «Правила безопасности для наземных складов жидкого аммиака».
    • Возможность модернизации и доработки программных модулей под требования заказчика.
    • Возможность интеграции как с аналоговыми П-160, П-164 так и с цифровыми П-166М, П-166Ц, Марс Арсенал и др. системами оповещения;
    • Возможность ведения журналов эксплуатационно-технического обслуживания;
  • Состав КСЭОН
    • телекоммуникационная подсистема(СПД);
    • подсистема управления оповещением (получение данных, управление сценариями оповещения);
    • подсистема мониторинга, прогнозирования, наблюдения и лабораторного контроля (сбор, обработка, хранение информации);
    • подсистема моделирования, прогнозирования развития ЧС и поддержки принятия решений;
    • подсистема учета объектов (реестр потенциально опасных объектов);
    • геоинформационная подсистема (отображение обстановки, адресная навигация, отображение зон экстренного оповещения, отображение состояния систем оповещения и устройств);
    • подсистема сервисов сопряжения и взаимодействия (автоматизация процесса взаимодействия с системами оповещения Субъекта РФ);
    • подсистема защиты информации (защита обрабатываемой информации);
    • комплекс автоматизированной системы централизованного оповещения о ЧС (оповещение населения, руководящего состава и органов управления МО, органов управления и сил РСЧС при угрозе возникновения ЧС).
  • Что такое КСЭОН?

    Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций – это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

  • Выполнение каких задач обеспечивает КСЭОН
    • своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации достоверной информации об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
    • передача в автоматическом и (или) автоматизированном режимах необходимой информации и сигналов оповещения (аудио, видео, буквенно-цифровых и других) для адекватного восприятия населением при угрозе возникновения или при возникновении ЧС;
    • возможность сопряжения технических устройств, осуществляющих приём, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
    • возможность сопряжения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с программно-техническими комплексами принятия решений в органах повседневного управления РСЧС, в том числе с учетом возникновения ЧС и ее масштабов, информационную поддержку в принятии оперативных решений по действиям в кризисных ситуациях;
    • возможность сопряжения систем оповещения населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах с системами мониторинга потенциально опасных объектов, природных и техногенных ЧС;
    • использование современных информационных технологий, электронных и печатных средств массовой информации для своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, правилах поведения и способах защиты в таких ситуациях;
    • своевременную передачу информации до органов управления РСЧС соответствующего уровня в целях принятия необходимых мер по защите населения;
    • управление оконечными средствами оповещения и информирования с пунктов управления органов повседневного управления РСЧС соответствующего уровня;
    • передачу информации в заданных режимах (индивидуальный, избирательный, циркулярный, по группам по заранее установленным программам);
    • защиту информации от несанкционированного доступа и сохранность информации при авариях в системе.
  • Кто отдает распоряжение на задействование КСЭОН

    Распоряжения на задействование КСЭОН отдаются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и объектов экономики.

  • Основание для создания КСЭОН

    КСЭОН создается в соответствие с целым рядом Указов, Федеральных Законов, постановлений Правительства, Приказами министерств и ведомств. Основным является Указа Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

    Перечень основных законодательных и иных нормативно правовых актов и руководящих документов приведен ниже

    1. Указ Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».
    2. Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»;
    3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
    4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69 ФЗ «О пожарной безопасности»;
    5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
    6. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;
    7. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
    8. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»;
    9. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
    10. Постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;
    11. Постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. № 177 «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных и телевизионных станций для оповещения и информирования населения Российской Федерации в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени»;
    12. Постановление Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578 «Об утверждении Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации».
    13. Постановление Правительства РФ от 24 марта 1997 г. № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
    14. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
    15. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб»;
    16. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 895 «Об утверждении Положения о приоритетном использовании, а также приостановлении использования любых сетей связи и средств связи во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
    17. Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении положения о гражданской обороне в Российской Федерации»;
    18. Постановление Правительства от 22 мая 2008 г. № 381 «О порядке предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей»;
    19. Постановление Правительства от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112»;
    20. Постановление Правительства от 26 октября 2012 г. № 1101 «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено»;
    21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2003 г. № 1544-р.
    22. Совместный приказ МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 25 июля 2006 г. № 422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 8232 от 12 сентября 2006 г.);
    23. Совместный приказ МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 7443 от 3 февраля 2006 г.).
    24. Совместный приказ МЧС России, МВД России и ФСБ России от 31 мая 2005 г. №428/432/321 «О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 6700 от 9 июня 2005 г.);
    25. Совместный приказ МЧС России, МВД России и ФСБ России от 28 октября 2008 г. № 646/919/526 «Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 13001 от 26 декабря 2008 г.).
    26. Приказ МЧС России от 25 октября 2004 г. № 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный номер 6144 от 23 ноября 2004 г.);
    27. Приказ МЧС России от 4 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».
    28. Приказ Мининформсвязи России от 13 марта 2007 г. № 32 «Об утверждении требований к построению телефонной сети связи общего пользования в части обеспечения надежности электроснабжения средств связи, выполняющих функции систем коммутации, точек присоединения и базовых станций сетей подвижной связи»;
Задать вопрос

Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.