Создание (модернизация) локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах

Гарантия безопасности населения и окружающей среды при наличии локальных систем оповещения

В настоящее время на объектах экономики существенно возросла степень автоматизации технологических процессов в связи с чем увеличилось содержание опасных веществ, что в определенных ситуациях предполагает возникновение техногенных ЧС, пожаров, взрывов, токсичных выбросов, способных поражать обслуживающий персонал предприятий и население проживающего в зоне поражения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" определены ПОО, сформулированы задачи, возложенные на эксплуатирующие ПОО организации, установлены зоны действия ЛСО, определен порядок финансирования работ по созданию ЛСО. За невыполнение предусмотренных законодательством обязательств по созданию ЛСО предусмотрена ответственность должностных лиц, а также организаций.

Задачи, решаемые ЛСО

Основными задачами ЛСО является обеспечение передачи сигналов и информации оповещения до:

  • руководителей и персонала объекта;
  • объектовых сил и служб гражданской обороны;
  • руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия ЛСО;
  • оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района;
  • населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Модернизация ЛСО

В настоящее время многие предприятия уже имеют в своем составе ЛСО созданные на базе морально устаревших КТСО П-160, П-164, П-166. основным недостатком которых является работа по каналам тональной частоты или физическим линиям, что приводит к избыточности оборудования, высокому энергопотреблению и как следствие высокой стоимости комплексов, кроме того перечисленные КТСО полностью выработали свой ресурс до списания и требуют модернизации.

На смену им пришли модернизированные КТСО передача данных которых в составе ЛСО осуществляется по цифровым VPN каналам связи использованием IP адресации. Перечислим современные комплексы ведущих производителей, - КТСО П-166М (производитель АО «КЗТА» г. Калуга), П-166Ц (производитель АО «КНИИТМУ» г. Калуга), П-166 ВАУ серии СГС-22МЕ (производитель ООО «Элес» г. Кировск).

Современные ЛСО территориально разнесены и выходят за пределы предприятия что требует создания VPN сети передачи данных с использованием IP адресации на большой территории в том числе в местах (населенных пунктах), где наземные каналы связи отсутствуют, что может является непреодолимой задачей при проектировании.

Компанией НПО «НИС» разработан КТС оповещения населения о ЧС уличного исполнения БО-600 решающий задачу «последней мили» в «труднодоступных» местах с использованием виртуальных крипто защищённые спутниковых каналов связи, стоимость которых соизмерима с проводными каналами связи. При этом комплекс мобилен и при необходимости может быть снят и оперативно развернут с подключением к сети электроснабжения в требуемом месте.

Мероприятия по созданию ЛСО

Как правило, мероприятия по созданию ЛСО проводятся под руководством руководителей, эксплуатирующих ПОО с участием соответствующих служб МЧС и правительства субъекта РФ. ЛСО создается в следующем порядке:

  1. Издание приказа руководителя ПОО на создание ЛСО на ПОО;
  2. Разработка плана мероприятий по созданию ЛСО, согласованного с МЧС
  3. Разработка технического задания на создание ЛСО, согласованного с ГУ МЧС субъекта РФ, а также службой оповещения и связи ГО и утвержденного руководителем ПОО;
  4. Разработка проектной организацией проектно-сметной документации (подлежит согласованию с МЧС и прохождению государственной ведомственной экспертизы в ФГУП ВНИИ ГОЧС (ФЦ)). При этом руководитель ПОО предоставляет проектной организации Технические условия и исходные данные необходимые для проектирования;
  5. Определение подрядчика для строительства ЛСО, заключение договора;
  6. Проведение пуско-наладочных работ и монтажа систем оповещения с участием органов связи;
  7. Приемка работ при участии представителей органов связи и ГУ МЧС субъекта РФ;
  8. Издание приказа о приемке системы в эксплуатацию;
  9. Подготовка Паспорта ЛСО;
  10. Направление итоговых документов в МЧС;
  11. Разработка и утверждение графика обслуживания ЛСО.

ООО «НПО «НИС» один из ведущих производителей по созданию систем оповещения и информирования на региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Мы предоставляем ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКС УСЛУГ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И ТЕХНИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ ЛЮБОГО УРОВНЯ, предоставляем, а также являемся оператором связи телекоммуникационных услуг.

Данная статья не претендует на полноту изложения проблем, существующих в области рынка КТС оповещения. Автор хотел показать специфичность этого рынка его размеры, основные задачи и общие возможности КТСО на ПОО, чтобы заинтересовать руководителей предприятий, эксплуатирующих ПОО.

Статья написана на основе опыта, полученного ООО «НПО «НИС» при проектировании, строительстве и техническом обслуживании в процессе эксплуатации ЛСО ПОО.

Задать вопрос

Эксперты компании с радостью ответят на ваши вопросы.